Понедельник, 30 Сентябрь 2013 12:29

О пользе и вреде раннего развития Дошкольник в современном мире

Оцените материал
(0 голосов)

О пользе и вреде раннего развития Дошкольник в современном миреРебёнок это всегда дитя своего времени. Все законы его развития всегда осуществляются (или не осуществляются) в конкретных условиях воспитания и тесно связаны с установками и представлениями родителей. В последнее время окружающий мир, а значит и установки родителей, во многом кардинально изменились. Об этих изменениях и о том, как они влияют на психологию дошкольника, и хотелось бы поговорить в данном сообщении.

Одной из явных тенденций в воспитании маленьких детей в последнее десятилетие стала мода на раннее развитие. Начиная с 2-3 лет, а то и раньше, родители озабочены тем, чтобы целенаправленно, систематически и как можно раньше развивать своего ребёнка. Во многом этому способствует состояние современного образовательного рынка.

В настоящее время функционирует много новых центров раннего развития, про-гимназий, школ для малышей, специализированных детских садов и пр. Появляется всё больше Методик, авторы которых обещают родителям развить у младших дошкольников внимание, память, логическое мышление, научить их читать и считать, при чём всё это очень быстро и очень рано. Обычно эти пособия называют развивающими играми. Здесь можно видеть фактическое приписывание развивающих функций только дидактическим играм, т. е. игровым пособиям, исключающим настоящую игру и направленным на обучение маленьких детей. Большинство игрушек, которым приписывается название "развивающих" представляет собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких-либо навыков.

Это может свидетельствовать о том, что развитие ребёнка с точки зрения родителей и про-изводителей игрушек понимается исключительно как расширение кругозора и освоение навыков. Оно сводится к обучению и накоплению различных знаний. Эмоциональная и социальная сфера ребенка, его самостоятельность, его собственное творчество при этом как бы не связываются с понятием «развитие», что конечно же глубокое заблуждение.

Развитие, согласно философскому определению данного понятия, это всегда возникновение нового качества, появление чего-то качественно нового. В приложении к детскому развитию это означает появление нового отношения к миру и к другим людям, новых способностей, новых желаний, интересов мотивов и побуждений к действию. Всё это всегда отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребёнок сам что-то придумывает, создаёт, к чему-то сам стремится.

Действия под диктовку взрослого, как и ответы на его вопро-сы (даже правильные) не имеют никакого отношения к развитию ребёнка. Напро-тив, они могут стать тормозом такого развития, поскольку выполнение заданий и инструкций взрослого лишает малыша собственной активности. Дети могут быстро утратить собственную инициативу, и интерес к обучению, если их жизнью дирижируют родители и непрерывно подталкивают их к достижениям. Исследования последних лет показывают, что дети с раннего возраста ориентированные на обучение и «раннее развитие», оказались менее творческими, менее уверенными в себе, более тревожными и напряженными.

Достижения в конкретных знаниях и умениях (таких как умение читать и знание цифр) не даёт никаких преимуществ в умственном развитии и в освоении школьной про-граммы. Всё эти знания для него – формальные, чужие и не нужные в его жизни упражнения. Маленький ребёнок не может чувствовать себя свободным, активным и самостоятельным, когда его учат. В таких занятиях он не может стать источником, автором своей активности, своих фантазий, своих переживаний, своего выбора. Поэтому такого рода «раннее развитие» не только не способствует, но и препятствует действительному развитию личности ребёнка. Воспитатели замечают, что многие дошкольники, про-шедшие «школу раннего развития» по той или иной методике, становятся нервными,

Тревожными, неконтактными, не воспринимающими окружающей действительности. Вернее они воспринимают только формальные признаки вещей – цвет, форму, величину, но что с этим можно делать – они не знают. Сейчас всё чаще встречаются случаи «отчуждённого знания» у маленьких детей. Например, трёхлетний малыш, научившийся читать и поражающий взрослых скоростью чтения, совершенно ничего не понимает в том, что он читает – не может даже приблизительно сказать, о чём он только что так бойко про-читал. Для него чтение – это механический навык, который никак не связан с его желанием читать, с любовью к книге. Напро-тив, скорее всего такой ребёнок будет избегать чуждого для него, бессмысленного занятия. Здесь уже ни о каком развитии говорить не приходится.

В отечественной психологии показано, что развитие человека про-исходит в его деятельности. При чём деятельность – это не только поведение (то, что человек делает руками и ногами), но и представления, желания, переживания, связанные с каким-то предметом. Создавая какой-либо предмет (материальный или идеальный) человека «опредмечивает» своё «Я», определяет себя, находит своё место в мире. Все способности человека, и его личность не только про-являются, но и формируются в его деятельности. Для каждого возраста существует определённая деятельность, которая ведёт за собой развитие – она так и называется - ведущая. В младенческом возрасте это общение со взрослым, в раннем (от 1 до 3-х лет) – действия с предметами, в дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью становится игра.

Игра - это уникальное средство ненасильственного воспитания и развития дошкольников. Она соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка. В игре дети могут делать то, чего они еще не умеют в реальной жизни: придумывают увлекательные сюжеты, делятся друг с другом игрушками, выполняют правила, ждут своей очереди, могут быть терпеливыми и настойчивыми. И главное, все это про-исходит свободно и добровольно, без нажима и принуждения со стороны взрослого.

Однако далеко не всегда сам ребенок способен придумать такую игру, которая отвечает его возможностям и развивает его способности. Кроме того, современные игрушки не способствуют творческой игре. Анализ рынка товаров для детей показывает, что современные игрушки всё дальше уходят от детской игры в сторону потребительства и механического использования заложенных про-изводителем операций. Игрушка сама навязывает ему определённые действия. Главные качества детской игры – свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность – при этом совершенно не требуются и не развиваются.

Даже самые полезные игрушки сами по себе не могут сказать и показать, как с ними играть. Чтобы игра стала действительно развивающей, дошкольнику обязательно сначала нужно научиться играть, а уже после этого он может развивать, дополнять и даже придумывать новую, свою игру.

Обрести способность играть, а следовательно нормально развиваться ребенок может только в совместной деятельности со взрослым.

Разрыв поколений детей и родителей

И здесь мы сталкиваемся с ещё одной особенность воспитания современных детей – это повышенная занятость родителей. В нашей стране папы и мамы работали всегда. Но в последнее время в силу известных социальных и экономических причин работа стала отнимать практически всё время и силы родителей. Заниматься со своими детьми катастрофически некогда – не только родителям, но и бабушкам и дедушкам, которые тоже, как правило, много работают. По некоторым данным в среднем родители про-водят с детьми не более 2-3 часов в день.

Тотальная занятость своими про-блемами, работа, быт, необходимость добывания денег отнимают всё время и последние силы. Взрослые живут своей жизнью, а дети своей. Всё это приводит к отчуждению детей и взрослых, к своеобразному разрыву и взаимному отсутствию интереса. И дело тут не только в тотальной усталости родителей, но и в их оторванности от жизни ребёнка и с нежеланием в неё включаться. Большинство современных молодых родителей с трудом представляют, чем нужно заниматься со своим ребёнком. Они не знают, в какие игры играют их дети, о чём они думают, как воспринимают окружающий мир. Совместная игра детей и родителей – это сегодня уже что-то архаическое и экзотическое.

Современные дети живут совершенно в другом, изменённом мире. Родителям кажется, что сони совсем другие – им нужны другие, более современные занятия, игры и игрушки. Их нужно как можно раньше приобщать к взрослой жизни и достижениям технического про-гресса. Но это не так. Главное право ребёнка – это его право на детство, на полноценное про-живание всех возрастных периодов.

Освобождая себя от лишних и утомительных занятий с ребёнком, взрослые забирают у него это право и нарушают основной закон развития психики ребёнка, согласно которому становление внутреннего мира ребёнка про-исходит в его совместной жизнедеятельности со взрослым. Все высшие психические функции ребёнка – его интересы, переживания, представления, образы – складываются и первоначально существуют не внутри самого ребёнка, а в его общении со взрослым.

Окружающие маленького ребёнка предметы не воздействуют на него непосредственно и не вызывают каких-либо чувств или желаний. Внутреннюю, культурную суть вещей ребёнок открывает только вместе со взрослым, благодаря тому, что близкий человек вступает с ним в диалог, настраивает его на человеческое восприятие мира и делает этот мир Волнующим, значимым, побуждающим к собственной активности. При поддержке и помощи взрослого малыш сам начинает про-бовать себя в разных видах деятельности и чувствовать свои возможности, своё Я.

Никакие технические средства, никакие даже самые совершенные и приспособленные для детей СМИ не могут заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей. Все эти хорошо известные истины многократно подтверждены не только научными исследованиями, но и жизненными фактами. До последнего времени эти факты поставляла система детских закрытых учреждений – домов ребёнка и детских домов. Но если 10-15 лет назад эти симптомы недоразвития личности и сниженной инициативы были присущи довольно ограниченному числу сирот, то в наше время они всё чаще распро-страняются на нормальных «семейных» детей.

Парадоксально, но все эти особенности наиболее ярко про-являются у двух про-тивоположных по своему социальному положению групп: у сирот или детей алкоголиков, и у детей высоко обеспеченных родителей (так называемых новых русских). В обоих случаях данные симптомы являются следствием одной болезни – недостатка полноценного личностного общения с близкими взрослыми.

Оставьте свой комментарий

Интересные статьи

Подготовка научно-педагогических кадров …

Подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации в аспирантуре

В соответствии с новым 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» программы подготовки научно-педагогических кадров (аспирантура, адъюнктура), программы ординатуры, программы ассисентуры–стажировк...

Дошкольное образование. Участники образо…

Дошкольное образование. Участники образовательного процесса

1. Участниками образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения являются воспитанники, их родители (законные представители), педагогические работники. 2. При приеме детей в дошкольное...