Суббота, 14 Сентябрь 2013 18:50

Современные образовательные приоритеты, достижимые в условиях информатизации образования

Оцените материал
(0 голосов)

Современные образовательные приоритеты, достижимые в условиях информатизации образованияИнформатизация системы образования состоит в приведении этой системы в соответствие с потребностями и возможностями современного информационного общества.

Цели образования, отвечающие потребностям современного общества, могут быть охарактеризованы в терминах «Четырех столпов» движения ЮНЕСКО «Образование для всех», а именно – учиться:

  • жить,
  • познавать,
  • делать,
  • сосуществовать.

Указанные цели предполагают формирование общеинтеллектуальных, а также специфических для различных сфер жизни и профессий навыков. Они охватывают разнообразные стороны воспитания, социализации, культуры здорового образажизни.

Ключевые компетентности современного человека формулируются вросоюзом в следующем виде:

  • коммуникация на родном языке;
  • коммуникация на иностранном языке;
  • математическая компетентность и базовая естественнонаучная и технологическая компетентность;
  • цифровая (ИКТ-) компетентность;
  • умение учиться; 12
  • социальная и гражданска я компетентность;
  • инициативность и предприимчивость;
  • культура и способность к самовыражению.

(См. Recommendation of the European Parliament and of the Council of 18 December 2006 on key competences for lifelong learning (2006/962/EC).)

ИКТ-компетентность явно представлена в этом списке лишь как одна из компетентностей, однако она важна для формирования и применения каждой из остальных компетентностей.

Данная перспектива имеет значение и при построении отечественной системы образования и московской концепции информатизации образовательного процесса. Она, в частности, находит отражение в разрабатываемом при участии московского образования государственном образовательном стандарте общего образования.

Содержание образования в условиях информатизации предусматривает возможность использования средств ИКТ, как общих, так и специфических для данного предмета, в образовательном процессе. В образовательном стандарте доступность таких средств становится условием обучения.

Результаты образования подразделяются на предметные и надпредметные. При достижении тех и других ИКТ используются как:

  • инструмент и среда деятельности учащегося, способность к которой является результатом обучения;
  • инструмент и среда образовательного процесса, для которого основные результаты формулируются без привлечения ИКТ (хотя в некоторых случаях
  • и предполагают применение ИКТ).

Среди результатов образования сохраняются и специально выделяются такие, достижение которых предполагает отсутствие средств ИКТ (выраженное в запрете на обращение к ним), например, письмо без использования компьютера, знание отрывков литературных произведений наизусть, навыки устного счета, знание исторических и географических сведений на память. Вместе с тем в формируемом образовательном стандарте предусматривается во многих случаях возможность, а в ряде случаев – явно выраженная необходимость привлечения средств ИКТ при формулировании, формировании и проверке достижения результатов. овременные информационные и коммуникационные технологии позволяют сформировать образовательную среду, в которой возможно достижение важнейших целей образования следующих групп:

  • общие, универсальные цели;
  • специализированные, относящиеся к определенной сфере человеческой деятельности цели; Современные ИКТтакуювозможность предоставляют.

2. Современные ИКТ позволяют более эффективно достигать специфических предметных целей практически во всех областях, поскольку:

ИКТ обеспечивают доступ к огромному массиву информационных источников, информация из которых может быть оптимально организована с учетом как общих задач обучения, так и специфики отдельного обучающегося; текстовое представление информации сочетается с нагляднографическим, с моделями, видео- и аудио- записями, а аутентичные информационные объекты – со специально подготовленными учебными;

ИКТ дают в руки учащемуся эффективные инструменты учебной деятельности, как общей (см. выше – ИКТ-компетентность), так и предметноспецифической, тем самым они открывают реальную дорогу для деятельностной педагогики в различных ее проявлениях.

Освоение предметно-специфических инструментов ИКТ – часть предметного обучения в общем образовании, профессиональной ориентации и профессиональном образовании. При этом применяются как реальные инструменты профессиональной деятельности, так и их ограниченные и адаптированные варианты, в том числе – системы обработки данных, автоматизированного проектирования, геоинформационные системыи т. д.

3. Доступные учащемуся в школе, дома и во всей окружающей ребенка среде средства ИКТ являются сегодня важной частью его жизни. В соответствии с популярной метафорой, цифровой мир для сегодняшних детей и молодежи – это родина, в то время как большинство взрослых, в том числе учителя, все еще «иммигранты» в этом мире. Это значит, что приобретаемые учащимися в рамках общего и дополнительного образования элементы ИКТкомпетентности с большой вероятностью используются ими в жизни, в частности, во внутришкольной и внешкольной социальной практике. Происходит информатизация воспитательного процесса.

Применение ИКТ в образовательном процессе открывает возможность для формирования учебной ИКТ-компетентности учащегося на каждой ступени образования. Элементы общей ИКТ-компетентности, соответствующие той или иной ступени, сочетаются с предметными ИКТ-компетентностями и со специфическими формами умения учиться в ИКТ-среде.

Эффективная реализация информатизации образования невозможна без приоритетной и опережающей информатизации системы профессионального педагогического образования (начиная с дополнительного, в том числе – формирования ИКТ-компетентности работников вузов) и системы методической поддержки. Это требует профессиональной ИКТ-компетентности работников таких систем и соответствующего оснащения этих систем средствами ИКТ

Оставьте свой комментарий

Интересные статьи

Дошкольное образование. Участники образо…

Дошкольное образование. Участники образовательного процесса

1. Участниками образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения являются воспитанники, их родители (законные представители), педагогические работники. 2. При приеме детей в дошкольное...

Организация и финансирование образовател…

Организация и финансирование образовательного процесса в средней общеобразовательной школе "Школа надомного обучения"

Образовательный процесс в средней общеобразовательной школе "Школа надомного обучения" строится на основе сочетания различных форм обучения, которые определяются данным образовательным учреждением в с...