Суббота, 14 Сентябрь 2013 18:50

Современные образовательные приоритеты, достижимые в условиях информатизации образования

Оцените материал
(0 голосов)

Современные образовательные приоритеты, достижимые в условиях информатизации образованияИнформатизация системы образования состоит в приведении этой системы в соответствие с потребностями и возможностями современного информационного общества.

Цели образования, отвечающие потребностям современного общества, могут быть охарактеризованы в терминах «Четырех столпов» движения ЮНЕСКО «Образование для всех», а именно – учиться:

  • жить,
  • познавать,
  • делать,
  • сосуществовать.

Указанные цели предполагают формирование общеинтеллектуальных, а также специфических для различных сфер жизни и профессий навыков. Они охватывают разнообразные стороны воспитания, социализации, культуры здорового образажизни.

Ключевые компетентности современного человека формулируются вросоюзом в следующем виде:

  • коммуникация на родном языке;
  • коммуникация на иностранном языке;
  • математическая компетентность и базовая естественнонаучная и технологическая компетентность;
  • цифровая (ИКТ-) компетентность;
  • умение учиться; 12
  • социальная и гражданска я компетентность;
  • инициативность и предприимчивость;
  • культура и способность к самовыражению.

(См. Recommendation of the European Parliament and of the Council of 18 December 2006 on key competences for lifelong learning (2006/962/EC).)

ИКТ-компетентность явно представлена в этом списке лишь как одна из компетентностей, однако она важна для формирования и применения каждой из остальных компетентностей.

Данная перспектива имеет значение и при построении отечественной системы образования и московской концепции информатизации образовательного процесса. Она, в частности, находит отражение в разрабатываемом при участии московского образования государственном образовательном стандарте общего образования.

Содержание образования в условиях информатизации предусматривает возможность использования средств ИКТ, как общих, так и специфических для данного предмета, в образовательном процессе. В образовательном стандарте доступность таких средств становится условием обучения.

Результаты образования подразделяются на предметные и надпредметные. При достижении тех и других ИКТ используются как:

  • инструмент и среда деятельности учащегося, способность к которой является результатом обучения;
  • инструмент и среда образовательного процесса, для которого основные результаты формулируются без привлечения ИКТ (хотя в некоторых случаях
  • и предполагают применение ИКТ).

Среди результатов образования сохраняются и специально выделяются такие, достижение которых предполагает отсутствие средств ИКТ (выраженное в запрете на обращение к ним), например, письмо без использования компьютера, знание отрывков литературных произведений наизусть, навыки устного счета, знание исторических и географических сведений на память. Вместе с тем в формируемом образовательном стандарте предусматривается во многих случаях возможность, а в ряде случаев – явно выраженная необходимость привлечения средств ИКТ при формулировании, формировании и проверке достижения результатов. овременные информационные и коммуникационные технологии позволяют сформировать образовательную среду, в которой возможно достижение важнейших целей образования следующих групп:

  • общие, универсальные цели;
  • специализированные, относящиеся к определенной сфере человеческой деятельности цели; Современные ИКТтакуювозможность предоставляют.

2. Современные ИКТ позволяют более эффективно достигать специфических предметных целей практически во всех областях, поскольку:

ИКТ обеспечивают доступ к огромному массиву информационных источников, информация из которых может быть оптимально организована с учетом как общих задач обучения, так и специфики отдельного обучающегося; текстовое представление информации сочетается с нагляднографическим, с моделями, видео- и аудио- записями, а аутентичные информационные объекты – со специально подготовленными учебными;

ИКТ дают в руки учащемуся эффективные инструменты учебной деятельности, как общей (см. выше – ИКТ-компетентность), так и предметноспецифической, тем самым они открывают реальную дорогу для деятельностной педагогики в различных ее проявлениях.

Освоение предметно-специфических инструментов ИКТ – часть предметного обучения в общем образовании, профессиональной ориентации и профессиональном образовании. При этом применяются как реальные инструменты профессиональной деятельности, так и их ограниченные и адаптированные варианты, в том числе – системы обработки данных, автоматизированного проектирования, геоинформационные системыи т. д.

3. Доступные учащемуся в школе, дома и во всей окружающей ребенка среде средства ИКТ являются сегодня важной частью его жизни. В соответствии с популярной метафорой, цифровой мир для сегодняшних детей и молодежи – это родина, в то время как большинство взрослых, в том числе учителя, все еще «иммигранты» в этом мире. Это значит, что приобретаемые учащимися в рамках общего и дополнительного образования элементы ИКТкомпетентности с большой вероятностью используются ими в жизни, в частности, во внутришкольной и внешкольной социальной практике. Происходит информатизация воспитательного процесса.

Применение ИКТ в образовательном процессе открывает возможность для формирования учебной ИКТ-компетентности учащегося на каждой ступени образования. Элементы общей ИКТ-компетентности, соответствующие той или иной ступени, сочетаются с предметными ИКТ-компетентностями и со специфическими формами умения учиться в ИКТ-среде.

Эффективная реализация информатизации образования невозможна без приоритетной и опережающей информатизации системы профессионального педагогического образования (начиная с дополнительного, в том числе – формирования ИКТ-компетентности работников вузов) и системы методической поддержки. Это требует профессиональной ИКТ-компетентности работников таких систем и соответствующего оснащения этих систем средствами ИКТ

Оставьте свой комментарий

Интересные статьи

История Московского автомобильного колле…

История Московского автомобильного колледжа

История Московского автомобильного колледжа началась в конце 90-х годов 19 века и стремительно возрастает вместе с развитием автомобилизма и потребностью в работниках направления. Среди первых квалифи...

Модернизация ФГОС на основе профессионал…

Модернизация ФГОС на основе профессиональных стандартов в соответствии с законом Об образовании в РФ

В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года нового закона «Об образовании в Российской Федерации» предстоит большая работа по модернизации федеральных государственных образовательных стандарто...