Указанные цели предполагают формирование общеинтеллектуальных, а также специфических для различных сфер жизни и профессий навыков. Они охватывают разнообразные стороны воспитания, социализации, культуры здорового образажизни.
Ключевые компетентности современного человека формулируются вросоюзом в следующем виде:
- коммуникация на родном языке;
- коммуникация на иностранном языке;
- математическая компетентность и базовая естественнонаучная и технологическая компетентность;
- цифровая (ИКТ-) компетентность;
- умение учиться; 12
- социальная и гражданска я компетентность;
- инициативность и предприимчивость;
- культура и способность к самовыражению.
(См. Recommendation of the European Parliament and of the Council of 18 December 2006 on key competences for lifelong learning (2006/962/EC).)
ИКТ-компетентность явно представлена в этом списке лишь как одна из компетентностей, однако она важна для формирования и применения каждой из остальных компетентностей.
Данная перспектива имеет значение и при построении отечественной системы образования и московской концепции информатизации образовательного процесса. Она, в частности, находит отражение в разрабатываемом при участии московского образования государственном образовательном стандарте общего образования.
Содержание образования в условиях информатизации предусматривает возможность использования средств ИКТ, как общих, так и специфических для данного предмета, в образовательном процессе. В образовательном стандарте доступность таких средств становится условием обучения.
Результаты образования подразделяются на предметные и надпредметные. При достижении тех и других ИКТ используются как:
- инструмент и среда деятельности учащегося, способность к которой является результатом обучения;
- инструмент и среда образовательного процесса, для которого основные результаты формулируются без привлечения ИКТ (хотя в некоторых случаях
- и предполагают применение ИКТ).
Среди результатов образования сохраняются и специально выделяются такие, достижение которых предполагает отсутствие средств ИКТ (выраженное в запрете на обращение к ним), например, письмо без использования компьютера, знание отрывков литературных произведений наизусть, навыки устного счета, знание исторических и географических сведений на память. Вместе с тем в формируемом образовательном стандарте предусматривается во многих случаях возможность, а в ряде случаев – явно выраженная необходимость привлечения средств ИКТ при формулировании, формировании и проверке достижения результатов. овременные информационные и коммуникационные технологии позволяют сформировать образовательную среду, в которой возможно достижение важнейших целей образования следующих групп:
- общие, универсальные цели;
- специализированные, относящиеся к определенной сфере человеческой деятельности цели; Современные ИКТтакуювозможность предоставляют.
2. Современные ИКТ позволяют более эффективно достигать специфических предметных целей практически во всех областях, поскольку:
ИКТ обеспечивают доступ к огромному массиву информационных источников, информация из которых может быть оптимально организована с учетом как общих задач обучения, так и специфики отдельного обучающегося; текстовое представление информации сочетается с нагляднографическим, с моделями, видео- и аудио- записями, а аутентичные информационные объекты – со специально подготовленными учебными;
ИКТ дают в руки учащемуся эффективные инструменты учебной деятельности, как общей (см. выше – ИКТ-компетентность), так и предметноспецифической, тем самым они открывают реальную дорогу для деятельностной педагогики в различных ее проявлениях.
Освоение предметно-специфических инструментов ИКТ – часть предметного обучения в общем образовании, профессиональной ориентации и профессиональном образовании. При этом применяются как реальные инструменты профессиональной деятельности, так и их ограниченные и адаптированные варианты, в том числе – системы обработки данных, автоматизированного проектирования, геоинформационные системыи т. д.
3. Доступные учащемуся в школе, дома и во всей окружающей ребенка среде средства ИКТ являются сегодня важной частью его жизни. В соответствии с популярной метафорой, цифровой мир для сегодняшних детей и молодежи – это родина, в то время как большинство взрослых, в том числе учителя, все еще «иммигранты» в этом мире. Это значит, что приобретаемые учащимися в рамках общего и дополнительного образования элементы ИКТкомпетентности с большой вероятностью используются ими в жизни, в частности, во внутришкольной и внешкольной социальной практике. Происходит информатизация воспитательного процесса.
Применение ИКТ в образовательном процессе открывает возможность для формирования учебной ИКТ-компетентности учащегося на каждой ступени образования. Элементы общей ИКТ-компетентности, соответствующие той или иной ступени, сочетаются с предметными ИКТ-компетентностями и со специфическими формами умения учиться в ИКТ-среде.
Эффективная реализация информатизации образования невозможна без приоритетной и опережающей информатизации системы профессионального педагогического образования (начиная с дополнительного, в том числе – формирования ИКТ-компетентности работников вузов) и системы методической поддержки. Это требует профессиональной ИКТ-компетентности работников таких систем и соответствующего оснащения этих систем средствами ИКТ
Оставьте свой комментарий